Экономика.Стратегия и практика.2013.№1 (25)

Печать

СОДЕРЖАНИЕ

К посланию Президента страны народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства»
Рекомендации круглого стола

Актуальные вопросы государственного управления

Дауранов И.Н. Научно-методические основы управления административными реформами государственного сектора

Жакенова К.А., Каирова А.А. Стратегические векторы странового бренда: теория и практика зарубежных стран.

Социальная политика

Притворова Т.П., Джамбурбаева М.У. Трансформация системы планирования и организации услуг специального ухода для пожилых граждан в Казахстане.

Тансыкбаева Г.О. Доходы населения как критерий оценки уровня его жизни.

Экономические проблемы территориального развития

Киреева А.А. Новые подходы к модернизации регионов Казахстана в пространственном ракурсе

Абилдаев С.Т. Совершенствование структурной региональной политики Жамбылской области на основе ее сбалансированного развития

Инвестиции и финансы

Миржакыпова С.Т., Нургалиева А.М. Процесс кластеризации как фактор оценки надежности банка

Османов Ж.Д. Инвестиционная активность на фондовом рынке Казахстана

Международные отношения и региональное сотрудничество

Аккошкаров Н.С. Особенности посткризисного развития Китайской Народной Республики и усиление торгово-экономического сотрудничества

Трибуна молодого исследователя

Ашимова Р.М. Regional issues of economic security assurance of the Republic of Kazakhstan.

Парманов Н.К. Экономиканың инновациялық дамуын талдауға институционалдық тәсілдеме.

 

Анонсы статей номера

 

Рекомендации круглого стола

Казахстан за годы независимости состоялся как современное государство,устойчивое к мировым потрясениям, с обновленной экономикой, сильной социальной политикой, занимающее собственную нишу в глобальной экономике. Залогом успешного развития стала реализация Стратегии «Казахстан-2030», по многим параметрам выполненная досрочно.
Стратегия «Казахстан-2050» определила инновационную Концепцию долгосрочного развития национальной экономики, тактику достижения стоящих перед страной стратегических целей и задач. В совокупности обозначен главный тренд развития казахстанского общества в условиях нового вызова – третья индустриальная революция.
Придание национальной экономике нового облика, переориентация ее на реализацию установки вхождения в число тридцати наиболее развитых государств мира – ответственная задача, требующая кардинально новых подходов, представлений и взглядов по поводу того, к какому прогнозируемому состоянию экономики следует стремиться, какие факторы достижения перспективных целей могут быть задействованы, какова будет роль страны в международном разделении труда и т.д.

 

 

 

Научно-методические основы управления административными реформами государственного сектора.

Зарождение теории управления различного рода реформами как самостоятельной отрасли знаний произошло в 60–70–е гг. прошлого века. Результаты многолетних исследований, проведенных фирмой «Дан энд Бредстрит», журналом «Форбс» и «Бэнк оф Америка», показали, что большая часть банкротств предприятий (около 80%) были обусловлены недостаточно эффективной системой управления или неудачными еe реформами. В указанный период времени начали стремительно развиваться дисциплины, получившие название «управление изменениями» / «управление переменами». Признанные зарубежные специалисты в этой области – Г. Минцберг , Д. Коннер, Ю. Аппело, М. Фуллан, М. Майлз. Из стран ближнего зарубежья в их число входят такие российские ученые, как А. Пригожин, О. Виханский, А. Наумов, В. Лобанов и некоторые другие.

 

 

Стратегические векторы странового бренда: теория и практика зарубежных стран.

В эпоху глобализации основной задачей для государств мира является повышение национальной конкурентоспособности. Главными ее источниками становятся не только товары и услуги, но и имя страны, приносящие ей высокую прибыль, устойчивое и долгосрочное развитие. Политика странового брендинга позволяет идентифицировать страну в мировом сообществе, сохранять национальные и культурные границы, представлять национальные интересы, а также формировать правильный образ страны в сознании целевой аудитории. Наличие такого инструмента усиливает конкурентные преимущества страны и в конечном счете оказывает значительное влияние на качественное повышение благосостояния граждан. По словам британского специалиста в области странового брендинга С.Анхольта, «Брендинг страны – это стратегический подход к развитию конкурентного преимущества и видения того, куда страна может двигаться. Без такого видения страна не сможет конкурировать».

 

 

Трансформация системы планирования и организации услуг специального ухода для пожилых граждан в Казахстане.

Несмотря на то, что система подверглась определенной трансформации и в 2009 г. был принят новый закон РК «О специальных социальных услугах» (далее ССУ), который институционально ввел методологический индивидуализм и конкуренцию между поставщиками, фактически система изменилась мало.Рассмотрение системообразующих характеристик специального социального обслуживания в мировой практике позволяет выделить три ключевых этапа планирования.

 

 

Доходы населения как критерий оценки уровня его жизни

Повышение уровня жизни – важнейшая задача социального государства. Низкий уровень жизни людей, масштабная бедность сдерживают развитие страны и ее регионов. На новом этапе развития социальная политика все более и более регионализируется и муниципализируется. Специфика отдельных регионов существенно видоизменяет проблему повышения уровня жизни населения. Однако эта проблема остается все еще недостаточно изученной в отечественной науке, особенно в отношении регионов. Еще менее изученной является проблема регулирования уровня жизни населения региона.

 

 

Новые подходы к модернизации регионов Казахстана в пространственном ракурсе

В настоящее время эксперты всего мира приходят к выводу, что региональный аспект модернизационных процессов является архиважным. Например, исследования, проведенные в последние десятилетия, показывают, что для развивающихся стран быстрый экономический рост почти всегда сопровождается усилением территориально-пространственных неравенств.

 

Совершенствование структурной региональной политики Жамбылской области на основе ее сбалансированного развития

 В данный момент наблюдается тенденция концентрации ресурсов в одном или нескольких регионах при резком снижении экономического потенциала и инвестиционной привлекательности остальной части территории страны. В результате формируется дуалистическая территориальная структура экономики, состоящая из полюса роста, где сосредоточены движущие силы развития, и периферии, экономика которой стагнирует. В итоге сосредоточение ресурсов в ограниченном числе регионов и точках роста приведет в будущем к дальнейшему усилению внутри- и межрегиональных диспропорций. Поэтому в Казахстане необходимо проводить сбалансированную региональную экономическую политику, направленную на выравнивание этих диспропорций.

 

 

Процесс кластеризации как фактор оценки надежности банка

Немаловажной причиной посткризисных явлений в экономике, таких, как нехватка длинных денег, значительное превышение уровня процентных ставок над уровнем рентабельности организаций и, как следствие, существенного снижения кредитоспособности организаций реального сектора экономики, стала недоработанность политики долгосрочного сотрудничества банков с большинством корпоративных клиентов. Эта тенденция является фактором наступления рецессии в экономике, так как продолжительное сотрудничество банковских структур с клиентурой является залогом стабилизации и повышения темпа роста экономики, а также главным конкурентным преимуществом коммерческого банка.

 

 

Инвестиционная активность на фондовом рынке Казахстана

Развитие рынка ценных бумаг является одним из приоритетных направлений в государственной инвестиционной политике. Казахстан в региональном значении планирует активное взаимодействие с международными финансовыми площадками и главным финансовым центром Центрально-Азиатского региона.
Как и многие страны, вставшие на путь рыночной экономики, Казахстан сталкивается со значительными трудностями в развитии рынка ценных бумаг. Отсутствие в прошлом этого вида деятельности помимо соответствующих государственных законодательных актов требует целенаправленного стимулирования его развития, поддержания обратной связи между участниками рынка ценных бумаг и регулирующими органами, выработки у широких слоев населения культуры обращения с ценными бумагами, привития интереса к инвестированию.

 

Особенности посткризисного развития Китайской Народной Республики и усиление торгово-экономического сотрудничества

Несмотря на общее сокращение объемов экспорта и определенное снижение темпов экономического роста в период наступления мирового кризиса, в настоящее время КНР по-прежнему сохраняет лидирующие позиции в качестве мирового экспортера товаров по сравнению с другими странами.
Что касается внешнеторгового аспекта, в последние годы роль Китая в мировой экономике повышается. Эффективным инструментом по расширению экономического влияния может стать китайский юань, который постепенно превращается в региональную валюту в Азии. В связи с этим наблюдаются попытки официального Пекина по формированию базы для обращения китайской валюты «жэньминьби» путем создания зон свободной торговли и подписания соглашений о проведении валютной сделки по обмену национальными валютами (swap). Народный банк (центробанк) Китая с декабря 2008 г. заключил уже семь подобных соглашений, согласно которым планируется предоставить Аргентине 70 млрд. юаней, Южной Корее 180 млрд. юаней, Гонконгу 200 млрд. юаней, Малайзии 80 млрд. юаней, Индонезии 100 млрд. юаней, Беларуси 20 млрд. юаней, Сингапуру 150 млрд. юаней.

 

Regional issues of economic security assurance of the Republic of Kazakhstan

Economic security as a phenomenon and a category gains wide international recognition being an important condition for existence and development of international community, individual countries, and being a subject of scientifc researches. An important aspect of the economic security is its investigation on a regional level, as investigation of economic security on national level only does not reveal the complete view of its state and trends. The Republic of Kazakhstan possesses the huge territory with different regional social and economic development able to infuence signifcantly on economic relations, terms of product movement, capital, labor, and on economic strength of the country in general.

 

Экономиканың инновациялық дамуын талдауға институционалдық тәсілдеме

Қазақстан Республикасы тәуелсіздік жылдарындағы әлеуметтік-экономикалық реформалар тәжірибесі елдегі барлық нарықтық экономикалық институттардың қалыптасуын куәландырады. Алайда, алдыңғы кезең осы институттардың кездейсоқтылықпен және жүйесіздікпен жылдам қалыптасуымен ерекшеленді. Қазіргі таңда реформалаудың жылдамдығы экономиканы сәтті трансформациялаудың негізі еместігі анық болып отыр. Экономиканың инновациялық дамуының артықшылықтары жеке меншік институтының, кәсіпкерліктің, тиімді және қорғалған келісімдік қатынастардың, экономика субъектілерінің қалыптасуының және қызмет етуінің нақты ережелерінің, бәсекенің және нарыққа кірудің сәйкес ережелерінің дамуымен байланысты. Ол үшін шаруашылық практикаға институционалдық новацияның құрылуына және енгізілуіне белгілі бір уақыт ресурсы қажет.

 

Copyright 2012-2013. Институт экономики Комитета науки МОН РК. Designed by IT Sigma.