Экономика. Стратегия и практика. № 2 (26)

Печать

СОДЕРЖАНИЕ

Развитие моногородов Казахстана

Мырзалиев Б.С. Проблемы и перспективы развития малых городов Казахстана

Азретбергенова Г.Ж. Диверсификация экономики моногорода Кентау 

Асан Д.С. Основные направления устойчивого развития экономики города Туркестана 

Государственное регулирование и менеджмент

Илебаев Л.К. Совершенствование показателей эффективности властных структур в государственном управлении – основа обеспечения конкурентоспособности

Рамазанов А., Утеев Б. Управление рисками на фондовом рынке Казахстана 

Разакова Д.И. Государственное регулирование рынка и формирование цен на зерновую продукцию в Республике Казахстан 

Инновационная экономика

Нурлихина Г.Б., Ашимова Р.М. Модель инновационного развития региона: концептуальные основы и конструктивные элементы

Алимбаев А.А., Улыбышев Д.Н. Интеллектуальный капитал: сущность и содержание 

Изеев С.Н. Особенности развития национальной инновационной системы Казахстана 

Социальная сфера и пенсионное обеспечение

Доскеева Г.Ж. Оценка современного состояния системы финансирования сферы здравоохранения Казахстана 

Изекенова А.К. Влияние демографических факторов на развитие пенсионного
обеспечения Республики Казахстан

Связь эпох и времен (История экономической мысли)

Догалов А.Н., Досмагамбетов Н.С. Экономические идеи Жусупа Баласагуна 

Трибуна молодого исследователя

Керимбаев А.Р. Рынок добровольного страхования имущества в Республике Казахстан: оценка потенциала и перспективы развития

Кабижан Н.Н. Управление эффективностью в государственных органах: подход к применению 

 

 

Проблемы и перспективы развития малых городов Казахстана

Изменение геополитической, социально-демографической ситуации, организации взаимодействия государственных, региональных и местных органов управления, трансформация экономических отношений вызывают необходимость изучения проблем казахстанских городов в целом, в том числе и малых.

 

Кентау моноқаласының экономикасын әртараптандыру

2012 жылда шағын қалалардың мәселелері түбегейлі шешілмегендіктен, қордаланған мәселелер шағын қалалар тұрғындарының тұрмыс-тіршілігі тек бір кәсіпорынға байланысты болғандықтан, Кеңес Үкіметінің ыдырауынан жалпы бір кәсіпорынның жұмыс істеу қуаттылығына тәуелді шағын қалалар экономикалық тұрғыдан құлдырай бастады.

 

 

Түркістан қаласы экономикасын тұрақты дамытудың негізгі бағыттары

Тұрақты даму тужырымдамасы БҰҰ-ң 1992 жылғы Рио-де-Жанейрода өткен «XXI ғасырдың күн тәртібі» конференциясында адамзат қауымының
алдына алғаш рет ұсынылды. Бұл конференцияда тұрақты дамудың мәні - қазіргі кезеңдегі қажеттіліктерді қанағаттандырумен қатар, болашақ ұрпақтың өз қажеттіліктерін қанағаттандыруына мүмкіндік жасау деп танылды.

 

 

Мемлекеттік басқарудағы билік тармақтарының тиімділік көрсеткіштерін жетілдіру – бәсекеге қабілеттілікті арттырудың негізі

Еліміздің барлық билік тармақтары белгілі бір дәрежеде басқару үдерісінің функцияларын иеленеді. Мәселен, президенттік институт пен заң шығарушы билік басқарудың жоспарлау функциясына ие болып табылса, атқарушы билік белгіленіп берілген жоспарды жүзеге асыру үшін оны ұйымдастырады. Сондай-ақ, заң шығарушы мен президенттік институт мемлекеттік басқару саласында атқарушы билікке басқару үдерісі функциясындағы уәждеуге, негіздеуге (мотивация) ие болып табылады. Ал сот билігі бақылау функциясымен шұғылданады. Аталған
билік тармақтарының мемлекеттік басқару жүйесіндегі өзара әрекеттестік тетіктерін жетілдіру арқылы біз Қазақстанның әлемдегі бәсекеге қабілетті мықты елдердің қатарына кіруге және әлемдегі бәсекеге қабілетті экономиканы құруға септігін тигіземіз.

 

Управление рисками на фондовом рынке Казахстана

Оптимальным инструментом страхования, направленного на точечное снижение рисков, выступает хеджирование. Оно направлено на защиту лишь отдельного портфеля в определенных условиях рынка, негативно влияющих на основные инвестиции. Механизм хеджирования заключается в балансировании обязательств (позиций) на наличном рынке акций противоположными по направлению позициями на рынке фьючерсов на акции и фьючерсов на индексы на акции. Осуществление хеджирования предполагает снижение возможной прибыли на фондовом рынке, так как это сознательный отказ от большей прибыли в пользу более предсказуемого развития событий.

 

 

 

 State regulation of the grain market and formation of the prices for grain products in Republic of Kazakhstan

State regulation of the prices objective necessity for our country is caused by the big dependence of a grain husbandry on variability of weather conditions, necessity of observance of an equivalent exchange of the goods between the industry and agriculture, realization of a purposeful financially-credit and scientific and technical policy. Despite all legislative tools operating in agriculture, position in branch remains difficult, i.e. not all problems existing at present dare, there is no high-grade mechanism of formation of the prices.

 

 

 Аймақтың инновациялық даму үлгісі: тұжырымдамалық тәсілдері мен конструктивті элементтері

Қазақстанның 2050 жылға дейінгі даму стратегиясы Қазақстанды жаһандық және тұжырымдамалық мәселелерді шешуге жұмылдырады. Бұл мәселелер қазіргі кезде шешімін таппаған сұрақтарға жауап беруге, сонымен бірге күшті және бәсекеге қабілетті экономика, сенімді әлеуметтік саясат, жоғары технологиялық индустриалды сектор қалыптастыруға қажетті алғышарттар құруға бағытталған. Ұлттық экономика дамуының инновациялық үлгісіне өту елдің және оның аймақтарының даму стратегиясының басты бағдары ретінде айқындалады.

 

 

 

Интеллектуальный капитал: сущность и содержание

Современные теории экономического роста признают, что в основе развития социально-экономических систем лежит непрерывный процесс инноваций различного уровня и содержания. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Именно нарастающее использование новых знаний в ходе приобретающих все больший динамизм инновационных процессов служит основой поступательного движения и прогресса в экономике стран, переходящих в постиндустриальную стадию развития. При этом принципиально важным становится то обстоятельство, что одинаково значимыми компонентами экономического роста являются получение новых знаний и информатизация, передача и использование их в экономике, рост интеллектуального капитала в структуре экономики.

 

 

Особенности развития национальной инновационной системы Казахстана

Обеспечение инновационного развития экономики в стране зависит, прежде всего, от того, насколько «продвинуты» участники инновационного процесса в генерации или стимулировании появления инноваций. Совокупность участников инновационного процесса образует некую систему, приобретающую специфические черты от страны к стране. В экономической науке эту систему, присущую конкретной стране, принято называть национальной инновационной системой (НИС).

 

 

Оценка современного состояния системы финансирования сферы здравоохранения Казахстана

Становление инновационной экономики в Казахстане предполагает создание условий для эффективного использования новых механизмов экономического роста и обеспечения определенного уровня социальной защиты населения. Возрастающее значение человеческого фактора в развитии экономики обусловливает повышение требований к сфере охраны здоровья населения, которая становится все более крупным подразделением экономики с точки зрения как потребления ресурсов, так и вклада в экономический и социальный прогресс.

 

 

Влияние демографических факторов на развитие пенсионного обеспечения Республики Казахстан

Значения структурных характеристик старения населения Казахстана приближаются к таковым развитых стран, что дает повод для заимствования западного опыта без учета казахстанских реалий. Однако картина коренным образом меняется, если переходить к показателям, связанным с возрастом. Поэтому повышение пенсионного возраста нецелесообразно на сегодня. Вектором развития пенсионного обеспечения должна стать социальная направленность и экономическая выгода от использования труда пенсионеров. Должны быть созданы условия для плодотворной и эффективной занятости с сохранением принципа социального страхования.

 

 

Жүсіп Баласағұнның экономикалық идеялары

Көптеген атақты экономист-теоретиктер экономикалық ой-пікірлер тарихына үлкен қызығушылық танытып отырды. Тарихи-экономикалық талдауды біз А. Смиттің, А. Тюргоның, К. Маркстің, В.И. Лениннің, Дж. Хикстің арнайы іргелі еңбектерінен немесе негізгі еңбектерінің тарауларынан және экономикалық теорияға сүбелі үлес қосқан басқа да атақты ойшылдардың еңбектерінен кездестіреміз. Мәселен, Шумпетер былай деген «...ғалым-экономисті «экономикалық тақырыптарда ойлайтын, сөйлейтін және жазатын барлық басқа адамдардан» тарих, статистика және теория сияқты үш салада, сондай-ақ, экономикалық әлеуметтану саласында талдаудың техникасын игеруі арқылы ғана айыруға болады.

 

 

 

Рынок добровольного страхования имущества в Республике Казахстан: оценка потенциала и перспективы развития

Добровольное страхование имущества в РК развивается медленными темпами, показывая средний прирост сборов страховых премий. Однако, проводя
анализ объема рынка, необходимо учесть некоторые моменты составления финансовой отчетности страховых компаний. Так, общая сумма страховых премий складывается из следующих статей:
1. Страховые премии, принятые по договорам страхования от резидентов и нерезидентов.
2. Страховые премии, принятые по договорам перестрахования от резидентов и нерезидентов.

 

 

Управление эффективностью в государственныхорганах: подход к применению

В свете определенных Главой государства приоритетов повышения эффективности деятельности государственного аппарата и качества предоставления государственных услуг актуальным вопросом на повестке дня высших руководителей страны является избавление от управленческих традиций административно-командной системы и внедрение новых методов, технологий управления. В связи с этим переход от управления аппаратом государственного органа к управлению эффективностью является еще одним вопросом для изучения научным сообществом для дальнейшего внедрения в практику государственных органов.

Copyright 2012-2013. Институт экономики Комитета науки МОН РК. Designed by IT Sigma.