Единый пояс Шелкового пути
Аманжол КОШАНОВ, академик НАН РК
Казахстанский путь устойчивого развития – не политика выживания, а политика стратегического развития и прогнозирования. Они в совокупности и во взаимосвязи представлены Стратегией «Казахстан-2050».
В пору кризиса как ответная мера предложена всеобъемлющая Государственная программа индустриально-инновационного развития, вторая пятилетка которой реализуется в период 2015–2019 гг. Страна приступила к выполнению Плана нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ». Речь идет о создании сильного государства развитой экономики и всеобщего труда.
Состояние мировой экономики сегодня вызывает опасения. Финансовые потрясения, происходящие в европейских странах, влияют и на экономику развивающихся стран. Темпы роста целого ряда государств, таких как ЮАР, Индия, Турция, Бразилия, Россия и др., значительно снизились. Рост мировой торговли резко замедлился. Прогноз развития мировой экономики на 2016–2017 годы, сделанный экспертами Morgan Stanlеy, указывает, что в ближайшее время подобная ситуация будет только усугубляться. В своем докладе они отметили снижение мирового ВВП в последующие два года с 3,9 до 3,4%. Но при этом экономика Китая, по прогнозам Morgan Stanlеy, должна вырасти почти на 7%.
Европейский экономический спад, а также замедление темпов развивающихся стран в ближайшее время могут друг друга усугубить, что станет причиной еще более слабого экономического роста и затруднит восстановление деловых отношений участников мирового рынка. Потому как никогда актуальны и своевременны разработка неотложных мер укрепления экономических систем по отдельным странам и региональным союзам и принятие антициклических мер противостояния деструкции мирового экономического кризиса.
На этапе обострения экономического кризиса Президент Нурсултан Назарбаев выдвигает программу «Нұрлы жол» как государственную меру и важный механизм обеспечения устойчивого развития экономики страны на предстоящую пятилетку. Это в условиях обострения внешних рисков и дестабилизации макроэкономической ситуации в стране. Обширная программа инфраструктурного обустройства страны объемлет качественно новую организацию транспортных (наземной, воздушной и морской) связей и энергетического обеспечения нужд экономки и населения. Это новый уровень комплексного развития экономики республики.
Программа «Нұрлы жол» особенно важна на этапе выполнения заданий новой индустриализации. Производственные мощности многих предприятий, построенных и планируемых в рамках индустриальной программы, превышают внутренний спрос. Следует ориентироваться на рынки ближнего и дальнего зарубежья. При этом современная транспортная инфраструктура, обеспечивающая рациональные экономические связи между регионами с выходом на партнеров из ближнего и дальнего зарубежья, – важное условие эффективного функционирования любой национальной экономики.
Роль Казахстана в качестве связующего звена возрождающихся трансконтинентальных путей будет возрастать с трансформацией ее экономики на базе новейших инновационных достижений и новых технологий. Программа «Нұрлы жол» в ближайшие годы станет основным двигателем роста национальной экономики. По программе «Нұрлы жол» затраты на инфраструктурные проекты планируются в объеме 14 млрд долларов, притом более 1/3 – из международных финансовых институтов. Будет создано около 400 тыс. новых рабочих мест, притом 70 тыс. вакансий – на строительстве магистрали Западная Европа – Западный Китай. Такова практика обеспечения занятости в кризисные годы по США и Корее. В результате выполнения указанных стратегических программ будет обеспечено сбалансированное развитие регионов страны, снизятся диспропорции как в экономическом развитии, так и в социально-демографическом аспекте. Все это будет работать на создание новой экономики и нового инфраструктурного базиса страны.
Учитывая особое значение ЕАЭС в сфере межконтинентального сотрудничества и новой программы «Нұрлы жол», Китай выступил с инициативой о создании международного «Экономического пояса Шелкового пути», которая была озвучена Председателем КНР Си Цзиньпином в Назарбаев Университете во время официального визита в Казахстан в 2013 году. В ноябре 2014 года Китай создал инвестиционный фонд в 40 млрд долларов, средства которого будут вложены в проекты наземного и морского Шелкового пути. В связи с этим Китай активно налаживает сотрудничество с ЕАЭС. По итогам совместного заседания сторон (08.05.2015 г.) выработан документ под названием «О сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса проекта «Шелковый путь», куда на начальном этапе будут входит 20 государств, удельный вес которых в общемировом ВВП и золотовалютных резервах превысит соответственно 25 и 3%.
Экономический пояс Шелкового пути означает не столько свободный транзит товаров и услуг, но и крупномасштабное экономическое сотрудничество и организацию новых предприятий на базе совместного предпринимательства. В частности, предстоит крупное соглашение с КНР об организации и строительстве многоотраслевых производственных объектов на базе китайских инвестиций в Казахстане. И это реальное наполнение Экономического пояса Шелкового пути. Интерконтинентальный проект «Экономический пояс Шелкового пути» как новая Азиатская стратегия включает Казахстан как ключевого участника проекта. И перед государствами Центральной Азии стоит задача: строить свою политику, причем так, чтобы самим от такого сотрудничества получить весомые дивиденды и национальный суверенитет сохранить. С раскрытием транспортных и энергетических коридоров на Едином Шелковом пути Казахстан должен играть ключевую роль с инфраструктурным и производственным обустройством на всем пути.
Кредо Президента РК Нурсултана Назарбаева о приоритетности экономики над политикой в деятельности ЕАЭС фактически переносится на международное экономическое сотрудничество, и предлагается сделать его глобальной всеобъемлющей основой международных отношений. Экономические интересы, приоритеты в решении международных вопросов сотрудничества государств, региональных блоков – исходный ключ в решении глобальных проблем.
Следует помнить, на всем протяжении Экономического пояса Шелкового пути будет сотрудничать целый ряд стран Центральной Азии, Ближнего Востока, ЕС, вплоть до западно-европейских. Вне сомнения, формы и методы сотрудничества на Шелковом пути будут учитывать не только интересы Китая, но и стран-сателлитов, в том числе Казахстана, России, стран Центральной Азии, Ирана, Пакистана и др. И в качестве реальных шагов экономической интеграции Китай предлагает перенести часть собственного производства, например, в Казахстан. Казахстаном и Китаем в связи с этим в среднесрочной перспективе будут реализованы 52 инвестиционных проекта на сумму 22 млрд долларов.
Экономика Китая на макро¬уровне серьезно готовится к этапу Четвертой индустриальной революции с уклоном создания отечественных отраслей и сфер шестого технологического уклада при приоритете информационных и нанотехнологий, когнитивной экономики. В результате экономика ориентируется на расширение экспортных возможностей страны в сфере IT-услуг взамен вывоза потребительских товаров. В Китае идет серьезная переориентация индустрии и АПК именно в этом направлении. А прежние возможности экономики нацеливаются на внутренний рынок, на удовлетворение нужд населения, его насущных потребностей. И относительное замедление темпов роста ВВП с прежних ежегодных 7,5–8% до 7 и 6,5% в 2016 году и на среднесрочную перспективу руководство КНР, ведущие аналитики страны объясняют именно радикальной сменой экономического тренда и структурной перестройкой.
Идея Экономического пояса Шелкового пути явилась исходным моментом для инициативы Нурсултана Назарбаева о создании Объединенного Евразийского экономического пространства на Пленарном заседании VIII Астанинского экономического форума. Исходя из объективной необходимости дальнейшего углубления форм взаимодействия и интеграции стран и регионов, Президент Нурсултан Назарбаев сделал заявление: «Я предлагаю создать Объединенное Евразийское экономическое пространство. Нам важно принять единые правила, которые учтут национальные интересы всех участников и в то же время будут направлены на устранение барьеров и повышение взаимовыгодной интеграции…» Здесь прослеживается преемственность и учет новых закономерностей перерастания интеграционных процессов с уровня ЕАЭС на трансконтинентальный уровень. Предложение Президента РК практически закладывает основы качественно нового межконтинентального интеграционного объединения «Объединенное Евразийское экономическое сообщество», включая «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС, и предстает основой нового суперэкономического объединения с «едиными правилами», которые учтут национальные интересы всех участников и в то же время будут направлены на устранение барьеров и повышение взаимовыгодной интеграции.
Предложение нашего Президента об Объединенном Евразийском экономическом пространстве – есть заявка на последовательное формирование совершенно нового объединения, превышающего рамки создававшихся до сих пор союзов, как чисто интеграционного, так и любых форм таможенных союзов. Речь может идти о последовательном формировании межконтинентального объединения, союза государств в сфере взаимовыгодного сотрудничества. Объединенное экономическое пространство одновременно и сфера взаимовыгодной торговли, организации новых производств на всем пути и пространстве за счет заинтересованных стран и их капиталов на базе совместного предпринимательства. На особо согласованных условиях странами-интегрантами могут быть выработаны правила свободного продвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы стран-участников на всем пути Объединенного Евразийского экономического сообщества.
Такое объединение в реальной жизни будет перекрывать эффективность и возможности существующих региональных интеграционных союзов. Новое объединение будет иметь серьезное влияние на правила и нормы ВТО, в руководстве которой лидирующие позиции занимают развитые страны западного блока. ВТО – продукт глобализированного мира на условиях и правилах, выработанных развитыми странами, исходя из выгод международного разделения труда, определяемых пресловутой теорией предельной полезности и конечной производительности труда.
Естественно предположить, правила организации и функционирования объединенного сообщества не вполне будут совпадать с правилами и механизмами, модальными нормами ВТО и Евразийского экономического союза. Да и сами субъекты – участники нового союза имеют собственные национальные интересы в рамках объединения. Правила, механизмы их сближения и интеграции могут быть разработаны с учетом взаимных интересов и корректироваться, в отличие от правил ВТО и ЕАЭС. Ряд ограничений правил ВТО и ЕАЭС могут быть преодолены в рамках участия каждой страны в новом объединении. Речь идет об интересах защиты внутреннего рынка и взаимодействия с внешним рынком, особенно в плане обеспечения потребности в IT- и новых технологиях.
На основе своих интересов и суверенных прав для Казахстана естественно исходить и устанавливать партнерские связи со странами с высоким технологическим уровнем, например, по обновленной программе «Путь в Европу». Так на деле возможно использовать выгоды международного разделения труда для укрепления и расширения экономического суверенитета Казахстана. Реальное воплощение идей и новой идеологии Объединенного Евразийского экономического пространства будет объективно корректировать сложившееся международное разделение труда в сфере экономики.
Новые условия функционирования Объединенного Евразийского экономического сообщества должны быть нацелены на устранение межгосударственных барьеров и создание благоприятных условий для торговой, инвестиционной привлекательности и поддержки экономики государств объединения. Объединение, на наш взгляд, должно образовать своеобразный Таможенный союз – зону свободной торговли со своими правилами, нормативами и преференциями на всей территории его функционирования.
Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» в последовательной интеграции с ЕАЭС фактически закладывает основы Большого Объединенного Евразийского экономического сообщества. Следует считать закономерным, что политическая, военная, межблоковая конкуренция современного глобализированного мира в новых условиях переходит на уровень межстранового, межконтинентального экономического сотрудничества. И Россия вместе с членами ЕАЭС, в том числе и Казахстан, исходя из своих геополитических и насущных экономических интересов будут сближаться и станут реальными членами Большого Евразийского экономического сообщества. Активные глобальные процессы экономических, политических и социальных изменений XXI века ускорят геополитическую интеграцию и объективно изменят и эволюционируют сложившиеся интеграционные союзы. Так, в частности, ЕАЭС и Единый пояс Шелкового пути будут интегрироваться на базе межгосударственных интересов и последовательно преобразуются в Новое трансконтинентальное Евразийское экономическое объединение.
Казахстанская правда 25 марта 2016 года