Каркас для устойчивой модели

Главным трендом развития казахстанского общества является формирование новой модели наукоемкой экономики. Ее внедрение в первую очередь ставит цель увеличить до 70% долю готовой продукции в казахстанском экспортном потенциале.

Преодолеть разрыв

Выступая с Посланием «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», Нурсултан Назарбаев отметил, что необходимо усилить тренд инновационной индустриализации, и дал ряд поручений Правительству по разработке проекта второй пятилетки ФИИР на 2015–2019 годы. Кроме того, Президент обозначил задачи по внедрению в РК ряда принципов и стандартов Международной организации экономического сотрудничества и развития (они отражены в Концепции по вхождению в число 30 развитых стран мира) и тем самым определил главное направление развития нашего общества – формирование новой модели наукоемкой экономики. Как отметил Глава государства, создание новых высокотехнологических отраслей экономики потребует роста финансирования науки не ниже 3% от ВВП, снижения энергоемкости в 2 раза и повышения производительности труда в 5 раз – с нынешних 24,5 тыс. до 126 тыс. долларов.
Технологическая модернизация связана с формированием в Казахстане трех ключевых направлений глобальной технологической революции: био-, нано- и информационных технологий. Требуют внимания и новые технологии, связанные с повышением качества жизни. Из 16 ключевых направлений, выделяемых в мировых прогнозах технологического развития до 2020 года, в Казахстане имеются предпосылки освоения не менее пяти. При этом к секторам инновационного прорыва можно отнести развитие биотехнологий, резко поднимающих эффективность АПК, медицинской промышленности, здравоохранения; развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптиковолоконной связи, сотовой связи и других сфер.
Создание наукоемкой экономики, как отметил Президент страны, это прежде всего повышение потенциала казахстанской науки. «По данному направлению следует совершенствовать законодательство по венчурному финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок», – говорится в Послании. А это значит, что в ближайшие 10–15 лет необходимо создать наукоемкий экономический базис, без которого мы не встанем в один ряд с развитыми странами мира. Создание такого базиса связано в первую очередь, сказал Глава государства, с повышением потенциала отечественной науки. В свою очередь это потребует дальнейшего совершенствования законодательства по финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок.
Надо отметить, что отечественная инновационная политика охватывает многие направления, выработанные в мировой практике. Однако не все из принимаемых мер дают должную отдачу, поскольку подвести частный бизнес к осознанию необходимости поддержки научных исследований и инноваций, как оказалось, сложно. Поэтому для реализации целей Послания важен комплекс мер стимулирования науки и бизнеса к инновациям. В первую очередь следует повысить роль иностранных инвесторов в развитии науки Казахстана. То есть заинтересовать их заключать договоры не только с промышленными компания¬ми, но и с НИИ. За рубежом на долю иностранных источников приходится до 20% общих расходов на науку. В Казахстане эта цифра равна 1–2%, при этом удельный вес иностранных инвестиций в основной капитал в последние годы у нас вырос до 30%.
Следующий источник финансирования – это отчисления недропользователей от совокупного годового дохода (1%) на НИОКР. По данным Мининдустрии и новых технологий, объем финансирования из этих источников возрос до 250 млн. долларов за прошлый год. Поэтому к этим средствам необходимо расширить доступ через систему научно-технических и инновационных фондов, которые финансируют передачу технологий на любом этапе инновационного цикла. Для этого, думаю, целесообразно создать специальный фонд, чтобы обеспечить непрерывность финансирования инновационных бизнес-проектов. В частности, предусмотреть создание Фонда технологического развития, который мог бы формироваться за счет фиксированной доли отчислений, например, 0,5% корпоративного дохода предприятий промышленности.
Следует также преодолеть разрыв между исследовательской и предпринимательской сферами. Сегодня эта проблема решается путем создания инновационных кластеров, технопарков, венчурных фондов. Как показывает практика, этого недостаточно – необходим институт технологических посредников, которые занимались бы продвижением разработок на рынок, патентованием и лицензированием, консалтингом, маркетингом инноваций, управлением интеллектуальной собственностью.

Закон – всему голова

Понятно, что простым увеличением финансирования решить проблему развития науки невозможно. Здесь необходимы соответствующие дополнения в Закон РК «О науке». В первую очередь рекомендуется ввести новую, 23-ю статью, посвященную результатам научной деятельности. Также необходимо закрепить законодательные нормы по обеспечению охраны и использованию объектов интеллек-туальной собственности. Это помогло бы расширению участия бизнеса, в том числе национальных компаний, в научно-исследовательской деятельности за счет реализации совместных, софинансирования научных проектов и привлечения новой генерации высококвалифицированных научных и инженерных кадров.
Кроме того, законодательно требуется обеспечить более благоприятные налоговые условия для прихода в Казахстан высокотехнологичных корпораций с мировым именем. Поощряя приток зарубежных технологий, вместе с тем следует предъявлять иностранным партнерам требования о «локализации» готовой продукции и обязательно предусмотреть в ней прогрессивное увеличение «казахстанского содержания». Такие требования надо будет включать в контракты по передаче технологий, и при этом оговаривать еще необходимость сотрудничества иностранных партнеров с местными научно-исследовательскими организациями.
К примеру, Китай постоянно вводит новые «правила игры», вынуждая зарубежные корпорации делиться своими технологиями с китайскими предприятиями. В трансферте технологий в Казахстане пока преобладают поставки машин и оборудования, тогда как приобретение ноу-хау и лицензий находится на низком уровне. Так, в балансе платежей за услуги на приобретение лицензий приходится лишь 1–2%.
Реализация вышесказанного потребует пересмотра программных документов, на что указано в Послании. В целях координации приобретений иностранных технологий рекомендуется создать национальное агентство. Его основными задачами могли бы стать содействие в определении потребностей в зарубежных технологиях для различных отраслей; помощь в получении и анализе информации об альтернативных источниках технологии; содействие в оценке и отборе технологии, разбивке импорта технологии на отдельные элементы, анализе прямых и косвенных затрат, оценке целесообразности условий передачи технологии, освоении, приспособлении и распространении иностранной технологии.
Далее. Система управления наукоемкой экономикой должна быть переориентирована с принципа «ученый – чиновник – ученый» на «бизнес – чиновник – ученый – бизнес». Следует отметить, что в основу процесса наукоемкой экономики в высокоразвитых странах положена логическая цепь: наука → опытно-конструкторские или опытно-технологические работы по созданию новых технологий, машин, оборудования посредством использования результатов науки → коммерциализация результатов научно-технической (инновационной) деятельности. Надо также изменить структуру финансирования науки в следующих пропорциях: фундаментальные исследования – 20%, прикладные исследования – 30%, ОКР – 50%.
Учитывая все это, целесообразно разработать новый Закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности». Тем более что прецедент имеется – в России утвержден федеральный закон о науке и государственной научно-технической политике, а в Украине – закон о научной и научно-технической деятельности.
МСБ – главные инструменты XXI века
В Послании указано на необходимость повышения эффективности национальной инновационной системы, ее базовых институтов. Первый интеллектуально-инновационный кластер уже успешно работает в Астане на базе Назарбаев Университета. Важно продумать меры для стимулирования размещения в технопарках дополнительных производств крупных казахстанских компаний. Н. Назарбаев, выступая с Посланием, сказал, что «надо обеспечить динамичное развитие инфраструктурной триады – агломераций, транспорта, энергетики. Агломерации – это каркас наукоемкой экономики Казахстана. Их создание и развитие – важный вопрос с учетом огромной территории страны и низкой плотности населения». В итоге агломерации должны стать центрами науки и притяжения инвестиций и населения, предоставлять качественные образовательные, медицинские, социо-культурные услуги.
Говоря о малом и среднем бизнесе (МСБ), Президент РК назвал их главными инструментами индустриальной и социальной модернизации Казахстана в ХХI веке. Для того чтобы помочь МСБ развиваться вокруг новых инновационных предприятий, государство должно утвердить специальный Перечень товаров и услуг, производство которых еще не налажено в стране. А субъектам МСБ надо будет выдавать льготные долгосрочные кредиты по опыту Германии. Причем их погашение можно предусмотреть и в натуральном виде (в товарах и услугах). Риск невозврата кредитов можно нивелировать через залоговую систему или (в случае отсутствия залогового имущества) через софинансирование проектов. Кроме того, необходимо поднять вопрос о пересмотре налогообложения МСБ, занимающегося приоритетным производством, и существенно снизить налоги до 6–8%.
Целесообразно также продумать возможность разработки законов о венчурных фондах, коммерческой тайне, секретных изобретениях, трансферте технологий двойного назначения, результатах интеллектуальной деятельности, размещении госзаказа на создание инноваций… Следует отметить, что практически во всех развитых странах есть система государственного стимулирования инновационной деятельности МСБ. Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности страны, реализуют программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования.
Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай.
По опыту успешных стран рекомендуется разработать Карту развития инновационной науки Казахстана в целях системного формирования наукоемкой экономики. Наряду с этим требуется корректировка существующих законов «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам господдержки индустриально-инновационной деятельности». Например, в части дополнения отдельной главой, касательно фискальной льготы и государственной системной и комплексной финансовой, административной, методической, консультативной и аналитической поддержки инноваций и кластерного развития, особенно в регионах и СЭЗах.
Кроме того, необходимо разработать проект нового Закона «О кластерной экономике». В нем должны быть определены правовые и организационные основы кластерной политики и принципы организации кластерного производства в стране, что будет способствовать построению единой системы управления кластерной деятельностью.

Акцент – на кластеры

В мировой науке назрела необходимость разработки фундаментальных исследований по глобальной экономике. Нестабильность мировой экономики требует разработки новой архитектуры мировой валютно-финансовой системы – об этом говорится в известных трудах Президента страны Н. Назарбаева. Перспективными при этом являются исследования тенденций и закономерностей развития мирового хозяйства, оценки последствий глобализации для национальных экономик, обобщение теоретических положений и практического опыта по нивелированию негативного воздействия глобальных тенденций на макроэкономические параметры стран.
В связи с этим наш институт проводит исследования кластерного развития национальной экономики в условиях форсированной индустриализации; образовательного кластера как формы государственно-частного партнерства; методик и критериев самозанятого населения. Также разрабатываются инструменты, концепция и «Дорожная карта кластерного развития», методические пособия и рекомендации для проведения экспериментальных исследований на производственных объектах (таких как «АЗТМ» и «Белкамит») по оценке экономических возможностей формирования и развития инновационно-технологических кластеров машиностроительного комплекса.

Сакен ЕСПАЕВ, директор Института экономики КН МОН РК, д. э. н.